«АгроТехВолга»: Год был успешным, в следующем ждём ещё большего роста

«АгроТехВолга» более 10 лет производит высокоточные весовые системы учёта и хранения продукции. Это одно из ведущих российский предприятий в данном сегменте, занимающееся, как производством, так и модернизацией автомобильных и других промышленных весов.

Недавно исполнительный директор ООО «АгроТехВолга» Алексей Клеменов побывал в Китайской Народной Республике, где встретился с руководством компаний KELI (официального партнёра «АгроТехВолги») и Yaohua. Это крупные предприятия, производящие весоизмерительное оборудование для брендов с мировым именем.

В беседе с журналистом издания «ВесовщикЪ» Алексей Клеменов рассказал о цели поездки, о том, чему мы можем научиться у китайцев, а также о прогнозах на следующий год и не только.

Алексей Владимирович, почему Китай и почему именно эти заводы?

— Мы являемся официальными дилерами KELI в России, соответственно, ездили обсудить дальнейшие планы взаимодействия, а на заводе Yaohua знакомились с производством и новшествами, какие есть в индустрии. Интересно было посмотреть и изучить производства других компаний, как это все организовано и выстроено. Эти заводы сейчас в числе мировых лидеров по выпуску весовой электроники. Например, Yaohua делают терминалы для многих компаний, в том числе и российских. Также производит терминалы для Zemic.

Можно назвать эти компании ведущими в своей области на мировом рынке? А они сейчас лучше, чем те же европейские?

— Они лучше, чем европейские — объемы гораздо больше из-за внутреннего спроса и благодаря импорту в другие страны. Если сравнивать с Европейцами, Utilcell (Италия) по объёмам значительно отстаёт. У HBM (Германия) производство вообще частично локализовано в Китае. Корейская компания CAS также построила в КНР собственный завод по производству терминалов.

Привезли что-то полезное, что обязательно будете внедрять?

— Конечно привезли. Из интересного — новые дублирующее табло , они с пылевлагозащитой IP-55, это гораздо надёжнее, чем у других производителей, которые есть сейчас на рынке. Насколько я знаю, их в Россию ещё не завозили.

Сегодняшний Китай это вершина мировой индустриальной пирамиды мировой. Между производством в России и в Китае есть разница или все у нас одинаково?

Разница колоссальна. Если мы говорим про ведущие предприятия, там все достаточно высокотехнологично. Безусловно, на каких-то этапах используется ручной труд, как и в России, но в основном, где есть возможность, работают роботизированные линии. У нас же наоборот — в основном работают люди и редко роботы.

Если мы говорим даже о производстве металлоконструкций, то в России роботизированные линии достаточно редки, а там, где они есть, используются не в полной мере. В Китае они применяются гораздо шире. Ещё выше автоматизация при производстве электроники. Я не встречал такого уровня производства в весовой индустрии России, к сожалению.

Автоматизация безусловно, улучшает производство, если речь идёт о серийном выпуске продукции. Человек может прийти заболевшим, у него могут быть неприятности дома, он может банально не выспаться. В итоге дрогнет рука, датчик будет плохо сварен, и будет работать некорректно. С роботами так называемый человеческий фактор исключается. То есть, если всё правильно настроено, то каждый из 1000 выпущенных датчиков будет одинакового качества. С ручным производством не получается предсказуемого качества. Может прийти 100 нормальных датчиков, а затем 20 или 30 придётся менять. Мы с этим сталкивались, беря электронное оборудование от российских производителей. Это лишние хлопоты, которые никому не нужны.

При этом в Китае тоже есть производство, где они делают не совсем качественную продукцию. Весь вопрос, какое ты им техзадание ставишь, а также какую цену хочешь получить на выходе. Если ты говоришь мне это дорого, хочу дешевле, они сделают дешевле, но наверняка с ухудшением каких-то свойств.

Раньше считалось, что китайские рабочие за условные $100 будут работать по 3 смены целый месяц. В этом плане что-то в поднебесной изменилось?

— Изменилось однозначно и прежде всего значительно вырос уровень жизни, по крайней мере в Пекине и Шанхае. Там жильё стоит уже дороже чем в Москве. Если брать Шанхай, причём далеко не центр, то квадрат стоит миллион рублей.

Уровень оплаты труда там выше, чем в России. Но я опять же это я говорю про мегаполисы. Понятно, что если мы уйдем в регион, там уровень оплаты ниже. Но КНР уже не страна дешёвой рабочей силы, а страна, которая зарабатывает на технологиях и высокотехнологичных продуктах, то есть, на товарах с высокой добавочной стоимостью. За счет этого они получают преимущества, которые не можем получить сегодняшний момент мы.

Также они широко внедряют технологии в производство. Я уже говорил про роботов. Человек может за смену делать 100 деталей, а робот 500.

Некоторые западные компании, у которых в Китае было своё производство, уже начинают переносить его в Индию, где рабочая сила существенно дешевле.

Как вы считаете, тензодатчики и другое оборудование, необходимое для производства весов, критично импортозамещать или в мире хватает продавцов и это не обязательно?

— Я бы сказал, что импортозамещение нужно в любых отраслях, но с учётом объёма отечественного рынка. Если говорить о нашей отрасли, оно невозможно. Можно создать собственное производство терминалов, но полностью загрузить его только российским рынком не получится. При этом нельзя выводить из уравнения конкуренцию. У нас присутствует продукция европейских и китайских товарищей. Соответственно, придётся держать определённую цену. Далее, можно дать стопроцентную гарантию, что все отечественные производители сразу на новую продукцию не перейдут, переход будет довольно долгим. И даже когда он произойдёт, объёма отечественного рынка будет недостаточно, чтобы сделать производство этих терминалов рентабельным, по сравнению с китайскими аналогами.

Следующий вопрос. Электронные компоненты каких производителей предпочитаете вы и почему? И какие предпочтения у покупателей вашей продукции?

Мы предпочитаем KELI, потому что это надежный поставщик с качественной продукцией, по приемлемым ценам. Работали в свое время с HBM и Utilcell, но цены у них сейчас заоблачные и нет особого желания работать с Россией .

Это связано со Специальной военной операцией?

Это было ещё до СВО, не буду называть компанию, но после того, как собственниками стали американцы откровенно было сказано: «С Россией не работаем». А после известных событий стало ещё хуже. Если вот сейчас озадачиться покупкой, например, цифрового терминала HBM, то стоимость его и сроки доставки в нашу страну неприятно удивят.

А как в этом случае быть предприятиям, где установлены весы с терминалами и прочим оборудованием этих компаний?

— Либо переплачивать огромные деньги, или ждать, либо менять например на продукцию KELI. Второй вариант однозначно выгоднее. Замена даже комплекта всего оборудования зачастую получается гораздо дешевле, чем менять одну-две единицы на продукцию европейских поставщиков.

У китайских партнеров чему-то можно научиться, причем не только в плане технологии, но в том числе отношений работодателя и работника?

— Про работодателей и работников не скажу, так глубоко информацией не владею. А государство у них тесно взаимодействуют с этими предприятиями. Насколько я знаю историю развития многих компаний, они получают достаточно интересные кредиты, льготы для своего развития, что способствует их бурному росту. У нас зачастую доступ к таким льготам имеют исключительно крупные предприятия, корпорации, а не малый бизнес.

Например, коммерческий кредит у нас сегодня можно взять под 20% годовых. Чтобы позволить себе платить такие проценты, надо иметь бизнес с сумасшедшей рентабельностью.

В том числе из-за этого китайские компании могут позволить себе гораздо больший горизонт планирования — не 2 года, а 5 или даже 10 лет. Они готовы к таким срокам, а российский бизнес зачастую не готов.

У вас на сайте написано, что конструкция ваших весов — это «уникальная технологическая разработка». Однако у нас часто бывает, что за уникальные решения выдаются китайские изделия, на которых просто наклеена другая этикетка, у вас не так?

— Конечно не так. Автомобильные весы любого производителя, не важно зарубежного или отечественного, состоят из трёх компонентов — это электроника, весовая платформа и фундамент. И если какой-то из компонентов работает некачественно, то другими это не исправишь, весы будут работать плохо. Мы довели свою платформу до очень близких к эталону показателей. Мы знаем каждый винтик и то, почему он находится именно здесь. Мы понимаем смысл нахождение каждой детали на своем месте.

При этом, по роду деятельности, приходится общаться с другими производителями и периодически складывается такое мнение, что менеджеры и руководство компаний даже не представляют, из чего изготавливаются их весы. То есть ну цена ценой и все, а из чего они сделаны: «Пойду спрошу у кого-нибудь».

Алексей Владимирович, можно в процентном соотношении сказать по вашим автомобильным весам — 30%, к примеру — это импортные компоненты, остальное наше?

— Из импортного у нас электроника на сегодняшний момент, всё остальное наше. Если мы говорим о стоимости весов, это примерно 10%.

Безусловно в России есть компании, которые, как вы говорите, привозят изделия из Китая и переклеивают этикетки. Но есть и те, кто производит оборудование из импортных комплектующих. Во втором случае не вижу ничего плохого, это просто локализация производства.

Качество автомобильных весов насколько зависит от качества материалов — металла, цемента?

— Это напрямую влияет. Например, мы используем при строительстве бетон марки М300 и покупаем его на РБУ, а не мешаем на месте. Мы знаем компании, которые пытаются, например, с целью удешевления либо мешать на месте, либо использовать бетон других марок, что, безусловно, снижает цену конструкции, но при этом уменьшается срок службы.

По металлу тоже есть разница между изготовленным по ГОСТу или по ТУ. Второй хуже, в частности это может выражаться в закалке. Есть компании, которые вообще используют бывший в употреблении металл или, например, обрабатывают его на месте у заказчика, то есть не в цеховых условиях, на ровных столах и стапелях. Естественно, это грозит полной непредсказуемостью. Сколько будет служить такой металл — 10 лет или поломка произойдёт через полгода? Но зато такое решение дешевле.

Если подытожить, то срок точной и бесперебойной работы весового оборудования будет уменьшен пропорционально уменьшению качества материалов. То есть, если мы заложили бетон плохих марок или мешаем на месте, это приводит к тому, что фундамент начинает крошиться и разваливаться через непродолжительный промежуток времени 2-3 года. Соответственно, это снижает точность работы весов и может привести к выходу их из строя и переделке. По металлу то же самое. Через какое-то время, тоже непродолжительное, может через год, весы начинают прогибаться и, например, остается колея, что также снижает точность взвешивания.

Можно ли вообще давать гарантию на работу автомобильных весов, сделанных из менее качественного цемента или металла?

Каждый решает для себя. Мы, например, сталкивались с тем, что гарантия даётся, но если внимательно читать договор, то гарантии по факту нет. То есть, дается гарантия, что металлоконструкция совсем уж не развалится, дается гарантия на электронику, что она работает, а совместно как на комплекс весов, на точность работы этого всего гарантия отсутствует.

А вы комплексную гарантию даете?

— Да.

Сколько лет?

— В зависимости от исполнения весов и от покупателя. В среднем, если речь не идёт о специальном заказе — 3 года.

Перейдём к более общим вопросам. Год заканчивается, наверняка вы какие-то предварительные итоги для вашей компании уже подводили. Каким был этот год успешным, неуспешным, какие были основные достижения и трудности?

— Год был успешным, безусловно. Мы активно развиваем направление продажи именно электроники. Как я уже говорил, мы являемся официальными дилерами KELI и движемся в этом направлении. Мы увеличили продажи их оборудования на 30%, что мы считаем неплохим результатом. Хотя есть куда стремится. В планах на 2024 го, как минимум такое же увеличение.

Что касается продажи весов, мы перевыполнили объём прошлого года.

Трудности тоже есть. Безусловно, негативный фактор — это введение санкций, из-за которых невозможно работать напрямую с европейскими поставщиками. Также из-за санкций упали внутренние цены на сельхозпродукцию, что снизило покупательную способность наших аграриев. Они получают меньше денег, а значит и меньше тратят, в том числе на оборудование.

Колебания доллара на вашем производстве сильно отразились или не отразились вообще?

— Если честно, не сильно отразились. Мы уже привыкаем жить в условиях курсовой неопределённости. Если в прошлом году мы закладывали на покупку импортных компонентов доллар в районе 65 рублей, то сейчас — в районе 90 рублей. Так как цена готовых весов от импортных компонентов зависит примерно на 10%, то колебания курса не так критичны.

Влияет ли колебание курса доллара на расчёты с китайскими партнёрами?

— Естественно. Все расчеты юанях считаются через доллар. Юань напрямую китайским правительством привязан к курсу доллара. У них есть 2 курса — внутренний и внешний. По-моему разница между ними порядка 2%. Китайское правительство регулирует курс юаня относительно курса доллара. Поэтому если доллар растет в мире, и юань растет, если доллар падает, и юань падает. Сказать, что мы полностью отвязались от доллара нельзя.

Традиционный наш вопрос: каким вы видите 24 год, чего ожидаете и что прогнозируете для своей компании, для отрасли в целом и даже для отечественной промышленности?

— Мы ожидаем для своей компании роста по всем направлениям. Российские производители живут в условиях санкций и условиях нового, скажем так мирового рынка уже достаточно долго. Соответственно, с каждым новым месяцем российские компании все более адаптируется и улучшают для себя условия функционирования на этом новом мировом рынке. Также мы надеемся, что цены на сельхозпродукцию пойдут вверх, улучшится покупательная способность у наших контрагентов, соответственно, они будут больше приобретать оборудование. Плюс есть ожидания в плане импортозамещения, что европейские производители, которые уже сейчас достаточно мало представлены на рынке России, полностью или почти полностью уйдут с него, а то оборудование, которое уже установлено, потихоньку будет замещаться оборудованием, скажем так, из дружественных стран.

Оставьте комментарий