Араз Аскерович Гулиев с 2014 года руководит ООО АЗТВ «ВЕСОИЗМЕРИТЕЛЬ». Серьёзный промышленник, отличный специалист и интересный собеседник, он поделился видением проблем и перспектив своего предприятия и отрасли в целом.
– Араз Аскерович, на сайте вашего предприятия написано про «самые быстрые сроки изготовления» (до 10 дней), не отражается ли это на качестве?
Мы действительно изготавливаем автовесы за 10 дней. Это реально. Что касается качества, то мы гарантируем его. Такие сроки не ухудшают качество изделия. Также мы даём на все свои автомобильные весы трехгодичную гарантию.

– На сайте есть пункт о лизинге весов, что более популярно у клиентов – покупка или лизинг?
– Если брать приблизительное процентное соотношение, можно сказать, что 80% автовесов мы продаём, а оставшиеся 20% – это лизинг. Пока подавляющее большинство клиентов интересуется именно покупкой, как будет в дальнейшем предсказывать не берусь.
– Ещё одна фраза с вашего сайта: «Разработка новых технологий». О чём речь, связано ли это с импортозамещением? Можно привести пример таких новых технологий? Это собственные разработки или, как говорится, переклеивание этикеток с китайских на русские.
– Речь идёт именно о собственных разработках, которыми мы занимались ещё до того, как началась Специальная военная операция. Более того, речь идёт не о каких-то разовых проектах, а о постоянной работе в данном направлении. Так, наши специалисты сами разрабатывают программное обеспечение для наших изделий. Все программы – свои.
Что касается электроники, то здесь речь идёт о покупке зарубежных решений. В основном, если брать те же датчики, это Китай, меньше Европа. И опять-таки, это было уже до СВО. Дело в том, что китайская электроника – это оптимальное сочетание цены и качества, но надо знать у кого покупать.
Мы работаем напрямую с китайскими производителями, без посредников. Потому что знаем, что стоит покупать, пусть даже цена будет немного выше, а от чего следует отказаться. Потому что, Китай Китаю рознь.
– Тензодатчики каких производителей вы используете и почему?
– В основном Keli и Zemic. Это производители с мировым именем, которые доказали свою состоятельность на данном рынке. Более того, они лучше южнокорейских и как минимум не уступают некоторым европейским. Не исключено, что европейские компании также производят свои датчики в Китайской Народной Республике.
– В прошлом году курс доллара США и евро существенно вырос, как это отразилось на вашем бизнесе?
– Прямо скажу, отразилось. Металл сразу поднялся в цене вдвое, что повлияло на стоимость автовесов, которую также пришлось поднимать. К примеру, весы готовые имеют массу 10 тонн и резко, только из-за подорожания металла, они стоят уже на 600 000 рублей дороже.
Датчики тоже поднялись в цене из-за доллара, как и другое электрооборудование зарубежное.
– Странно, металл у нас свой, металлургическая промышленность тоже на уровне, почему же метал вместе с долларом подскочил в цене?
– Этот вопрос не мне надо задавать, а металлургам.

– Традиционный наш вопрос – каким для вашего предприятия был 2023 год и чего ожидаете от года 2024-го?
– Откровенно скажу было нелегко, примерно до мая минувшего года. На год наступивший у нас прогнозы получше, потому что мы выпускаем не только весовое оборудование, но и сельскохозяйственное. По моему мнению, если бы мы производили и продавали исключительно весы, то были бы убытки. В прошлом году было продано 50 весов, а до этого, на протяжении 10-15 лет, мы продавали по 100 весов в год.
Что касается прогнозов, то в 2024-м мы ожидаем роста, но, в основном, за счёт сельхозоборудования. Так, мы будем производить оборудование для элеваторов, линия уже готова.

По поводу общего прогноза для российского машиностроения прогнозирую рост. Раньше мы очень много покупали у той же Европы, сейчас происходит разворот к Китаю, но и внутреннее производство также будет расти. И пусть у нас что-то может быть грубее, но зато надёжнее. Ну и опять-таки, наши промышленники хорошо знают внутренний рынок, это ещё одна предпосылка к росту.
Также есть уже проблемы с импортными деталями. Например, к нам обращаются сельхозпроизводители, сломалась деталь, в Европе дорого или ждать надо, Мы на месте ремонтируем или копии делаем.
– А за такое копирование европейцы не могут какие-то санкции наложить или ещё как-то навредить?
– У нас как говорят: «Волков бояться – в лес не ходить». Если Европа нам не хочет технику и детали продавать, нам что, нужно им в рот заглядывать или с голоду умирать? Будем ипортозамещать, развивать своё.